Как вернуть деньги после неудачной покупки: пошаговая инструкция

Пять способов, которые помогут оспорить покупку, приструнить нечестного продавца и добиться справедливости в рамках закона
Обратиться к продавцу

Первое, что нужно сделать — изложить проблему и договориться напрямую с продавцом. Если он не выходит на связь или отказывается возвращать деньги, вам поможет банк, через который вы оплачивали покупку.

Вернуть деньги через банк

С некоторыми операциями по карте можно не согласиться и потребовать возврата — это называется оспариванием или чарджбэком. Его используют в разных ситуациях, к примеру, если сервис доставки списал деньги и отменил заказ или организаторы без предупреждения отменили концерт любимой группы. При этом договориться о возврате или замене не вышло.

Обычно в процедуре участвуют банк покупателя, платежная система и банк продавца. Операторы платежных систем оговаривают, какие операции можно оспорить, а какие нельзя.

Какие операции можно оспорить:

  • Не получили товар или услугу.
  • Магазин продал некачественный товар.
  • Оплатили товар или услугу дважды.
  • Купили товар или услугу на мошенническом сайте.
  • Злоумышленники получили данные карты и потратили деньги без вашего подтверждения.
  • Списали деньги за подписку, которую вы отменили.
  • Произошел сбой, и банкомат не выдал деньги.

Оспорить операцию можно в течение 120 дней. Чтобы это сделать, достаточно написать в чат поддержки или позвонить в банк. В Т-Банке можно не связываться с оператором — чтобы запустить чарджбэк, достаточно зайти в приложение, выбрать операцию и нажать «Оспорить».

Как работает оспаривание в Т-Банке

У банков есть до 30 дней, чтобы разобраться в ситуации и принять решения. Для этого у вас могут попросить дополнительные документы. Например, чек об оплате или скриншоты переписки с продавцом. Если решение примут в вашу пользу, деньги поступят на счет. По статистике Т-банка, сроки возврата — от 1 дня.

Иногда ситуация не попадает под правила платежной системы и вернуть деньги по чарджбэку не получится. В этом случае можно отправить продавцу досудебную претензию.

Составить досудебную претензию

Досудебную претензию нужно отправить на электронную почту магазина вместе с документами, которые подтверждают покупку. Например, чеком или выпиской из банка.

У продавца есть 10 календарных дней на ответ. Многие компании не хотят связываться с судами и могут вернуть деньги уже после первого обращения.

Шаблоны досудебных претензий по часто встречающимся случаям

Если продавец не отреагировал на претензию, ее нужно распечатать и вместе с подтверждающими документами отправить на юридический адрес магазина заказным письмом с описью вложений. Это гарантирует, что претензию вручат только под подпись. А вы получите квитанцию об отправке, которая пригодится в суде.

После этого у продавца есть еще 10 дней на решение. Обычно на этом этапе большинство сдается и возвращает деньги.

Если вы оплачивали покупку картой Т-Банка, его сотрудники бесплатно подготовят для вас досудебную претензию, отследят срок ответа продавца и напомнят, когда он закончится.

Обратиться в суд

Этот способ используют, когда предыдущие не помогли. Если сумма покупки выше 100 000 ₽, обращаться нужно в районный суд. Если покупка дешевле — в мировой.

Подать заявление можно с привязкой по нескольким адресам: по месту вашей регистрации или пребывания, по месту совершения сделки или адресу регистрации продавца.

Пример искового заявления

Чтобы найти адрес своего суда, пропишите в поисковике «Территориальная подсудность /ваш город/», перейдите на сайт и введите ваш адрес.

Когда иск примут, вам назначат предварительное заседание — это возможность договориться с ответчиком без суда. Если прийти к общему решению не получилось, объявят дату заседания.

Суд может вынести решение по окончании первого заседания. Но если стороны решат предоставить новые доказательства или документы, рассмотрение дела отложат — новый срок заседания зависит от загруженности судьи.

Инструкция к исковому заявлению

Решение суда вступает в силу через месяц после — все это время стороны могут подать апелляцию. Если решение не обжаловали или апелляцию отклонили, приговор вступает в силу.

Если продавец не идет навстречу и отказывается вернуть деньги, Т-Банк поможет клиентам выбрать суд, составить и подать исковое заявление. По внутренней статистике, клиенты Т-Банка выигрывают дело в 92% случаев.

Подать исполнительный лист в ФССП

Если продавец проиграл суд, он должен вернуть вам деньги за товар. Обычно это делают спустя месяц после вступления решения в силу. Но на самом срок компенсации в законе не указан. Поэтому все может затянуться.

Чтобы годами не ждать денег, советуем обратиться в Федеральную службу судебных приставов. Для этого достаточно подать исполнительный лист на сайте ведомства и отправить его почтой. Сотрудники ФССП возбудят исполнительное производство и заставят продавца вернуть все до копейки.

Другие статьи

Памятки для потребителей и бизнеса по безопасным покупкам и добросовестному ведению бизнеса в Интернете, исследования, информационные и аналитические материалы